Неспокойный Шайтан: главной нижнетуринской горе грозят оползни

В памяти нижнетуринцев живы воспоминания о происшествии десятилетней давности, случившемся на участке дороги по улице Строителей. В июне 2007 года, спустя непродолжительное время после капитального ремонта дороги, участок асфальтового полотна буквально сполз в пруд.

К счастью, в момент обрушения машин и людей на том участке не было. Для ремонта дороги потребовались большие затраты: провал был засыпан скалой, уложена дренирующая труба. Тем не менее, состояние южного склона Шайтана тревожит нижнетуринскую власть и специалистов-геологов. В распоряжении редакции «Местной газеты» оказались документы, свидетельствующие о развитии на Шайтане неблагоприятных геологических процессов.

 

Июнь 2007 года. Спустя непродолжительное время после капремонта участок дороги сполз в пруд. (Фото из сети Интернет)

Просим изучить

Весной 2016 года действующая на тот момент глава Нижнетуринского округа Лариса Тюкина обратилась к специалистам филиала «Уральского регионального центра государственного мониторинга состояния недр» с просьбой провести обследование южного склона горы Шайтан. Причиной беспокойства стала активизация экзогенно-геологических процессов, вызвавших разрушение дорожного полотна в апреле 2016 года у подножия пригорка с монументом «Орден Славы». Проезжая часть вздыбилась и движение по ней стало невозможным. Для устранения аварийной ситуации пришлось вынимать мягкий грунт под дорогой на большую глубину и засыпать котлован скалой.



Ползёт в нескольких местах

В апреле 2017 года специалистом отдела мониторинга по Свердловской области филиала «Уральского регионального центра ГМСН» ФБГУ «Гидроспецгеология» Светланой Борич было проведено маршрутное обследование горы Шайтан протяженностью 3 км. Согласно акту обследования, на южном склоне обнаружено несколько проблемных зон:

  • В районе, где в 2007 году произошло обрушение дороги, располагается оползень размером 21,7х8 метров. По мнению специалиста, нарушение баланса масс вызвано, вероятно, ослаблением поверхности смещения из-за избыточного увлажнения при динамической нагрузке от автодороги, а также наличия периодического поверхностного смыва от трубы.
  • В районе опоры ЛЭП, установленной над гидроузлом, обнаружено оползание участка, разбитого системой трещин с раскрытием до 0,6 м, глубиной от 0,2 до 0,5 м.
  • В 100 метрах к северо-западу от монумента «Орден Славы» располагается оползающий склон. Специалист усмотрел там раскрытие трещин отрыва от 0,2 до 0,5 м и вертикальное смещение 1,5 см, а также предположил, что на процесс оползания могут влиять возможные утечки от станции перекачки, расположенной выше по склону.

Оползание в районе монумента “Орден Славы” может быть вызвано утечками воды со станции перекачки, расположенной выше по склону Шайтана

Было установлено, что в процесс оползания вовлечен прибрежный участок склона горы Шайтан длиной около 500 метров. Максимально процесс выражен в зоне, находящейся к востоку от скального выступа, на котором расположен гидроузел, на расстоянии около 20 метров от опоры ЛЭП.

Процесс оползания наиболее выражен в зоне, находящейся к востоку от скального выступа, на котором расположен гидроузел.

Выводы и рекомендации в акте сделаны следующие:



  • Крутизна склона, сложенного рыхлыми горными породами и его подрезка автодорогой создают условия для развития процесса оползания.
  • Наиболее вероятной причиной активизации процесса является вырубка леса для сооружения ЛЭП.
  • Роль ускорителя процесса могут играть утечки из водовода, расположенного выше по потоку подземных вод. Необходимо проверить целостность водовода и, в случае обнаружения мест утечек, ликвидировать их.
  • Оползание склона может представлять угрозу нарушения целостности не только для автодороги, но и для гидротехнического сооружения.
  • Необходимо продолжить наблюдения за состоянием оползнеопасного участка и разработать проект по его укреплению.

Корреспонденты «Местной газеты» побывали на южном склоне горы Шайтан. Визуально доводы исследования подтверждаются – в поверхности склона над дорогой и гидроузлом видны углубления, похожие на трещины. Если смотреть на склон со стороны дороги, то видно, что порода в некоторых местах осыпается, ее выпадению на проезжую часть препятствует подпорная стена у гидроузла. Остается только догадываться, сможет ли это защитное сооружение выдержать более серьезные испытания со стороны природы.

Порода в некоторых местах осыпается, ее выпадению на проезжую часть препятствует подпорная стена у гидроузла. Сможет ли это сооружение выдержать более серьезные испытания?

 

Редакция обратилась за комментарием к преподавателю Исовского геологоразведочного техникума Александру Егоровичу Пудовкину:

– Оползание (сдвижение) горных пород – довольно частое явление в местах, где человек своей хозяйственной деятельностью нарушает созданное природой равновесие. Крутой южный склон горы Шайтан нагружен различными объектами – ЛЭП, водовод, разнообразные постройки. Но главное – автодорога, которая «подрезает» толщу рыхлого глинисто-щебнистого делювия, покрывающего скальные породы. Реконструкция автодороги, вероятно, выполнена без должных инженерно-геологических изысканий и расчетов. Развитие оползневых процессов может представлять угрозу для функционирования гидроузла и перечисленных выше объектов.



Приведенные в исследовании данные должны быть тщательно проанализированы местными властями и владельцами гидроузла, необходимо выработать план мер по мониторингу и защите склона.

Разумным было бы создать наблюдательную станцию – систему закрепленных в теле оползня точек, определить их координаты и с определенной периодичностью производить измерения. Необходимо понять, как ведет себя оползень. Эти данные позволят принимать оперативные меры по защите населения при активизации процессов оползания.

Вместе с этим необходимо планировать меры по укреплению склона. Известно несколько способов замедления оползания, например, бурение через толщу оползня скважин в скальные коренные породы и их заливку железобетоном. Ряд таких свай укрепит склон. Хороший эффект могло бы дать устройство так называемого «контрфорса» – подпорного сооружения укрепляющего склон снизу. Этим контрфорсом может стать имеющаяся подпорная стенка автодороги. Нужно проверить ее прочность и то, насколько заглублено основание стенки в скальный грунт. Но подпорная стенка не защитит от сползания саму автодорогу, хотя значительно уменьшит вероятность этого процесса.

Сергей ФЕДОРОВ.

Фото автора.



Если вы стали очевидцем происшествия или просто хотите поделиться интересной информацией, пишите нам на почту red@gazeta-nt.ru, звоните по номеру: 8-900-200-51-76 (Viber, Whatsapp).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *